Случаи
воровства в детском возрасте.
Почему
дети воруют?
Среди мотивов, толкающих дошкольников на
воровство, можно выделить несколько групп:
1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.
Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под
собой криминальной подоплеки.
Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные
желанием завладеть чем-либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит
новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись
моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в
особенностях сознания дошкольника: для него понятия "мое",
"твое", "собственность", "чужое" абстрактны и
малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со
взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый
раскрывает их смысл и содержание.
Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-то
из близких) также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у
дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям
приятное.
Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей
старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и
с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже
небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать
желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания
отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е.
украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во
втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это
делает.
Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков
детей, в том числе это касается и воровства. "Зачем было забирать что-то,
если заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают,
что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с
точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми
особенностями являются:
- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам
вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив.
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив.
Учет этих особенностей возраста необходим при
организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое
явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и
деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.
Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство
присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что
воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в
первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного
воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство,
рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток -
вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в
которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей
уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве
воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в
процессе воспитания:
- отсутствие последовательности в воспитании, когда в
одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза"
на проступок, и за угрозой наказания не следует;
- несогласованность требований взрослых, предъявляемых
к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и
дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые
не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка
оценивается по-разному;
- "двойная мораль", когда действия родителей
расходятся с делом;
- вседозволенность, которая может быть следствием
безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения
материальным обеспечением;
- тотальный контроль за поведением и действиями
ребенка.
Психолог, принимая и понимая чувства родителей, должен
стремиться настроить их на последовательную работу, касающуюся изменения стиля
общения с ребенком. Также важно научить их адекватному реагированию на факт
воровства.
Что можно порекомендовать родителям?
Прежде всего четко высказать отрицательную оценку
действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом
на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в
ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также
необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы
чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом
проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми.
Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство - это плохо"
должна быть хорошо понята и принята ребенком.
Но перед началом беседы родителям необходимо взять
себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать
на голову ребенка свои отрицательные эмоции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий